Эпопея с эмоциональным интеллектом. Часть 2

9

С того момента, как мы с Женей Крюковой решили исследовать тему эмоционального интеллекта, прошло полгода. За это время я успела побывать на двухдневном интенсиве у Василия Проня, и мы обе — на первых двух модулях курса «Эмоциональный интеллект» у семейной тренерской четы Захаровых. Как я уже писала ранее, сравнивать друг с другом эти два курса я не считаю правильным — каждый из них хорош по-своему. Если понять основы эмоционального интеллекта, соединив теорию с практикой, и на всё про всё у вас есть только 2 дня, вам — в «Квадратный апельсин». Если вас интересует многоступенчатая практика с отдельной проработкой каждого из четырех блоков, сделать это можно на курсе «Практика осознанного проживания эмоций» в рамках четырёх двухдневных модулей у Евгения и Инны Захаровых. Достаточно подробно о первых двух Женя еще зимой рассказывала в формате дневников (см. часть 1 и часть 2).


Я же со своей стороны в преддверии третьего модуля хотела бы поделиться ощущениями от первых двух модулей их курса по ЭИ — «Практика сознания» и «Практика трансформации». Если во время первого — мы в основном концентрировались на диагностике и идентификации собственных эмоций, то на втором акцент сместился в сторону изменения состояния. Пересказывать содержание более чем 30-часового обучения я смысла не вижу. Лучше поделюсь моментами, которые запомнились мне больше всего или вообще стали озарением.

Тренинг «Эмоциональный интеллект» с Евгением и Инной Захаровыми
Евгений и Инна Захаровы
К вопросу о безопасности…

Спросите себя: «Что для меня есть безопасность? Какой должна быть моя жизнь, чтобы она была безопасной?»

Для меня не явилось новостью то, что у большинства людей доминирует потребность в безопасности. Но что интересно: при этом она же является и самой противоречивой. В целях безопасности стремишься к стабильности, но когда ее слишком много, снова становится небезопасно. Если мы остро нуждаемся в безопасности, в рамках самой этой потребности мы проблему как раз не решим. Пытаясь себя обезопасить, мы создаем такую цепочку действий и реакций, которые ситуацию обычно только ухудшают, нередко доводя нас до паники и ужаса. Чтобы разрубить этот гордиев узел, необходимо формировать внутреннее доверие — к себе. На словах это объяснить сложно, это нужно почувствовать, на практике же это достигается с помощью различных упражнений.

Особая тема — любовь к себе. О том, что это такое и как ее в себе культивировать, мне доводилось читать много. Но ни одно из них пока не отзывалось настолько, чтобы захотелось вскинуть вверх руки и крикнуть «Эврика!» Однако «расшифровка» Инны Захаровой мне оказалась очень близка: любовь к себе — это способность смотреть на себя и на все, что ты делаешь с нежностью. Нежность же — это принятие себя таким какой есть, согласие со всем в себе. Только принятие позволяет направить силы, которые уходили на борьбу с собой, на светлые цели и на развитие, это про наши сильные качества, которые мы можем использовать.

Тренинг «Эмоциональный интеллект» с Евгением и Инной ЗахаровымиТренинг «Эмоциональный интеллект» с Евгением и Инной Захаровыми

Если вы чувствуете, что вас гложет тоска, неплохо бы разобраться: так на вас повлияло то, что происходит сейчас, или это «шлейф прожитых лет». Если это влияние прошлого, можно помочь себе, задав вопросы «Что ценного я не получил или потерял, чего нет в настоящем и что хочу найти в будущем?» А если испытываете беспокойство или тревогу, спросите себя «Чего я боюсь? Какие из этих опасностей — реальны, а какие — нет?» (очень полезные вопросы, особенно учитывая то, что половину страхов мы обычно с наслаждением донакручиваем). Гневаешься? Спроси себя «Что хочу разрушить? С чем не согласен? Что хочу прекратить?»

Тренинг «Эмоциональный интеллект» с Евгением и Инной Захаровыми

Кстати! Отлично разобраться с тем, какие вопросы себе надо задать во время возникновения той или иной эмоции, помогает игра «Эмуно». Мы остались в нее играть по окончании первого дня второго модуля. Времени оно заняло около трех часов. Пользы — вагон и маленькая тележка. Во всяком случае, ощущение, что тобою заново прожито несколько жизней и чувство огромного облегчения, как будто с души упал камень.

Интересно было узнать, что спокойствие — это радость от безопасности, скрытность — признак слабости, а высокомерие — всего лишь защитная реакция.

Лично для меня крайне полезной оказалась тема паттернов дыхания (ведь у каждой эмоции он свой). Помните, что мы делаем, когда испытываем высокую нагрузку? Правильно, хочется задержать дыхание. Здесь, во время обучения стало понятно, что означают и наши охи-ахи-вздохи-выдохи… Хотите отпустить что-либо? Правильно, выдыхайте… И вообще, здесь основной принцип: «замечайте и дышите».

Хотите управлять эмоциями? Научитесь давать им место. Мало осознать, в каком ты состоянии, важно понять, почему родилась та или иная эмоция. Эта тема, на мой взгляд, просто бездонная. Уже хотя бы потому, что мы не всегда понимаем, чего хотим на самом деле. Как следствие, не знаем, что сейчас можно сделать, чтобы человек получил ту информацию, которую ты до него на самом деле хочешь донести. Здесь Инна приводила отличный пример: злишься на человека из-за того, что хочешь получить от него больше любви, кричишь и обвиняешь, когда на самом деле хочется сказать «ты мне нужен», состоянием же своим передаешь совсем другое — «Ты мне неприятен». Чему мы тогда удивляемся, когда не получаем желаемое…

Тренинг «Эмоциональный интеллект» с Евгением и Инной Захаровыми

Вообще, когда знаешь, чего хочешь, становится понятно, каких именно ресурсов тебе не хватает. Пока не поймешь, всегда будет чего-то не хватать, а чего именно — неизвестно. Эмоциональный интеллект — это про точку опоры внутри себя, которую необходимо найти, чтобы управлять собой, как пилот управляет вертолётом. А для этого важно пробовать, изучать и чувствовать. И помнить об основных принципах трансформации, среди которых:

  1. Ответственность (мои чувства принадлежат только мне, я в ответе за то, что происходит со мной, я есть причина всего, что происходит в моей жизни).
  2. Осознанность (я понимаю, что чувствую в этот момент).
  3. Принятие (чувствую нежность, принимаю).
  4. Целенаправленность («Чего хочу?», «Что должно измениться в моей жизни в результате этой работы?», «Как я пойму, что результат достигнут?»)

Следуя этим принципам, помогаешь себе стать главным человеком в своей жизни и с этой позиции — научиться принимать других. И только используя эти принципы, вы можете реализовать успешную стратегию управления эмоциями. Здесь на тренинге мы познакомились с основными ее этапами. Причем, отнюдь не в режиме лекции — по сути, мы сами разработали эту стратегию в режиме командного взаимодействия. Инна только вносила небольшие правки. Мне кажется, такой формат — наиболее эффективный, поскольку в него вовлечены все участники и каждый чувствует свой вклад.

Кстати, а вы знаете, для чего и какие эмоции могут быть нам полезны? Женя Крюкова об этом писала в своем дневнике после посещения первого модуля.

Из того, что на тренинге у меня отзывалось очень сильно, была идея о том, что в свою кладовую опыта необходимо каждый день добавлять что-то новое. Об этом речь зашла, когда мы рассматривали такие понятия, как Эмоциональный счет и Модель эмоционального равновесия. Я к тому моменту уже и так знала, что, когда кто-то со мной разговаривает не так, как мне хочется, на ситуацию важно посмотреть под другим углом. При этом важно слышать, что на самом деле тебе кричит человек (ведь часто за нападением стоит не что иное, как защита). Чему служит его состояние (и твое тоже), и о чём оно заботится. И действительно ли это то состояние, которое поможет достичь желаемой цели.

Тренинг «Эмоциональный интеллект» с Евгением и Инной Захаровыми

Поскольку второй модуль курса «Практика осознанного проживания эмоций» посвящен трансформациям состояний, основную часть времени мы изучали способы их коррекции через движения, чувства и мышление. Мы отрабатывали на практике характеристики языка движения. Только в упражнениях для большинства участников тренинга стало очевидно, что доверие — это не про расхлябанность, а про настойчивость и опору.

Достаточно сложным для меня оказалось выполнение упражнения «Дирижёр», которое, с одной стороны, помогает с ответить на вопросы «В чём моё счастье?» и «Чего же я хочу?», а с другой — «Что во мне этому препятствует?».

Наверняка вы меня хотели бы спросить, чем мне в первую очередь хотелось поделиться по окончании тренинга со своими друзьями и близкими. Номером один в этом списке оказалась Кривая изменений, которая показывает этапы, через которые мы закономерно проходим в ситуации потери чего-либо ценного (здоровья, близкого человека и пр.) — от состояния шока и отрицания (не может быть! Только не со мной!), заканчивая поиском нового смысла и началом новой жизни. И осознание того, что в попытках перескочить ту или иную «ступеньку», мы привлекаем в нашу жизнь новые кризисы.

Тренинг «Эмоциональный интеллект» с Евгением и Инной Захаровыми

Отдельным навыком, которому можно здесь научиться, является умение правильносообщать о своих потребностях. Вариации на тему «ты должна» или «ты обязан» обычно оказываются не только бесполезными, но и разрушающими.

Пока для меня остается загадкой, как эффективно ввести в практику своей повседневности весь арсенал тех упражнений, которые мы делали в рамках первых двух модулей. О них же надо помнить J, не говоря уже о том, чтобы применять. Но в конце концов, это всего лишь задача для самой себя. Пока решила распорядиться следующим образом:

  1. Держу перед глазами весь перечень упражнений, напротив каждого — для чего и в какой ситуации оно может пригодиться. И когда возникает одна из таких ситуаций, обращаюсь к подходящей практике.
  2. Весь список базовых эмоций с вопросами, которые помогают прояснить ситуацию, висит у меня на видном месте. Периодически, проходя мимо него, что-то восстанавливаю в памяти и закрепляю.

И напоследок еще несколько мыслей, которыми мне хотелось бы с вами поделиться:

  1. Видеть плохое — это всего лишь свойство нашего характера, нашего ума (хочешь узнать больше — можно углубиться в изучение психотипов, например, через эннеаграмму).
  2. Чтобы помочь человеку взять ответственность на себя, рядом с ним надо стать меньше.
  3. Все ситуации, которые мы создаем и с которыми мы сталкиваемся — способ воспринимать жизнь. У нас внутри есть всё для того, чтобы справиться со всем J.
  4. Качество жизни приобретаешь через познание себя и своей эмоциональной стороны.

Ну что ж… Пока вы перевариваете мой не самый краткий рассказ, я уже мысленно готовлюсь к третьему модулю. О котором тоже расскажу. Но чуть позже J.

Let’s block ads! (Why?)