Уйдёт ли Лукашенко после 2034 года?

5

В феврале 2022 года намечается Референдум по новой Конституции Беларуси. 27 декабря власти опубликовали текст поправок в основной закон. Правовой госпортал выделил зелёным цветом нововведения. Некоторые из них касаются неприкосновенности должности Президента, срока его службы и полномочий после отставки.


Уйдёт ли Лукашенко после 2034 года?

  В Статье 81-ой введён лимит на количество каденций: «Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков». Таким образом, согласно принятому документу, Лукашенко лишится права избираться на должность президента через 12 лет (если, конечно, до этого времени не поменяет снова Конституцию).    Поправки в Статье 89-ой освободят главу государства от ответственности после отставки. «Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий. Статус Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, устанавливается законом», — говорится в проекте.   Помимо этого, новая Конституция, в случае её принятия, позволит Лукашенко (и новому президенту) находиться пожизненно в Совете Республики. Статья 91-ая дополнена предложением: «Членом Совета Республики пожизненно с его согласия является Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки».    Мало того, эта должность позволит ему инициировать референдумы. Другими словами, Лукашенко, став главой СР, сможет опять поменять Конституцию. В Статье 74-ой говорится: «Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, по предложению Всебелорусского народного собрания, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска».   И это ещё не всё. У Совета Республики, если его возглавит Лукашенко, останется право принимать решение в назначении Генпрокурора. Пункт 9-ый Статьи 84-ой говорит: «Президент Республики Беларусь с предварительного согласия Совета Республики назначает на должность Генерального прокурора, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя и членов Правления Национального банка и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом».     Поправки в ст. 89 и 91 ставят под сомнение всё голосование на Референдуме. Уходя из кабинета, Ал. Лукашенко создаёт опасный прецедент: следующий глава государства морально и юридически освободится от последствий правления, окажется вне закона. Очевидно, диктатор написал эту поправку под себя, чтобы избежать официального преследования в свой адрес. Иначе, зачем честному Президенту подстраховываться? Пусть и следующий будет честным, оглядывается на Конституцию, и не имеет проблем с законом. Иными словами, Лукашенко сам себя обличил — он боится покинуть кабинет с последствиями.    То, что тиран сам писал поправки, он признался журналистам. «Конституция — я её сам писал. Юристы писали пером, а я диктовал, потому что я видел, я — президент, какие мне нужны полномочия, чтобы удержать страну», — сказал он в интервью РИА Новости 2 декабря. Очевидно, что страна диктатора волнует меньше, чем он сам, иначе зачем ему неприкосновенность и власть после президентства? Даже после ухода с поста он вправе использовать мощные рычаги власти. Об этом свидетельствуют статьи 74 и 84 проекта новой Конституции.   Поправка о том, что президент не сможет руководить республикой более 10 лет, должна отвлечь, раздобрить некоторых участников Референдума. Она является хитрым ходом: я вам — «конфетку», а вы мне абсолютно всё — свободу!  Яркое изменение словит на крючок псевдолиберальную часть общественности, которые должны поблагодарить диктатора за европейский подход. Однако после 27 лет единоличного диктата, череды политического насилия, государственного произвола, голосовать за это всё — просто глупо, преступно и аморально. Это ещё выглядит и лицемерно, ведь десятилетиями Лукашенко ссылался на «гнилой западный подход регулярной сменяемости власти», но в одну секунду его скопировал. Для чего? Чтобы обменять пыль в глаза Европы на спокойную, небедную пенсию на природе, обеспечив себе безопасность и царский комфорт.   Диктатор хочет уйти так, чтобы его потом не трогали не только в Беларуси, и при этом влиять на политику. Такой типа рахбар. Учитывая этот подход, будущее Беларуси рискует стать ещё более туманным и мрачным. В случае появления непрофессионального, несамостоятельного, сателлитного руководителя, государство окажется в заложниках открытых клановых экспериментов, когда можно делать всё, что хочешь, — воевать, сажать в тюрьмы по звонку, преследовать журналистов, брать взятки, защищать экс-диктатора, — и не отвечать за это с одобрения подставного Генпрокурора.    Какой бы выбор ни сделал белорусский народ, а результат всё равно будет отравленным, выгодным диктатору. Самое разумное решение в этой истории — вернуть Конституцию 1994 года (редакцию от 15.03.1994 г. N 2875-XII). Она не освобождает Президента от ответственности после отставки, а в случае преступления решение принимает независимый Верховный Суд.   …Ведь, уходя, можно не уйти, а можно уйти, наконец, уходя и… сесть!

korrespondent.net

Источник: newsyou.info