Аркадий Райцин: "Кто владеет информацией, тот владеет миром"

18
Татьяна Ахапкина
Главный редактор Luxplanet

Создатель и генеральный директор общенациональной программы “Человек года” Аркадий Райцин считает, что для его работы необходимо ориентироваться практически во всем, а для достижения успеха нельзя отказываться от публичности.

Кроме того, Аркадий убежден, что важнейшей частью жизни каждого человека является самореализация. А о том, как ему самому удалось этого добиться, о творческом поиске, самонеудовлетворенности, бизнесе во времена Советского Союза и любимой работе он рассказал в эксклюзивном интервью порталу LuxPlanet.ua.


Об СССР

Время было несколько другое, и такого потока информации как сегодня абсолютно не было. Это сегодня человек, который хочет подготовиться к чему-то, открыл интернет и либо понял, либо выучил, либо зазубрил все что угодно. Тогда источник информации был практически никакой, мы жили за железным занавесом. Выходили определенные журналы, где по строчкам, по каким-то абзацам, можно было чего-то там узнать, чего ты не мог узнать из газеты “Правда” или газеты “Известия”. И этот период очень приятно вспоминать.

Приятно вспоминать период примерно с 1987 по 1991 год. Разгар горбачевской перестройки, первое постановление Кабинета министров СССР о возможности начала кооперативной деятельности и дальнейшая экспансия свободной предпринимательской деятельности, которая, конечно же, доставляла огромное удовольствие. Все мы жили сначала в системе координат, когда все были равные, стригли под одну гребенку, а здесь появилась возможность себя в чем-то самореализовать.

Это был конец 80-х годов. Я начал заниматься, как тогда модно было говорить, услугами в сфере культурного досуга. Слово шоу-бизнес в то время было хулительное. И вот наступает конец 1991 года, Советский Союз как государство исчезает. И тут оказывается, что мы уже не единая страна, что Москва – это уже не столица нашего государства, что у нас начинают существовать таможенные барьеры, начинают существовать разные денежные единицы. И в период вот этой неопределенности продолжать заниматься тем, чем я достаточно успешно занимался ранее, было проблемно.

Был период такой вот всеобщей неопределенности и самонеопределенности моей, когда мне приходилось года три заниматься просто обычным бизнесом. Для того, чтобы банально что-то зарабатывать. Тогда почти все через это прошли, через различный торговый бизнес: что-то купить, что-то продать.

О журналистике

Пик моего журналистского творчества пришелся на тот период времени, когда я не просто работал на крупном промышленном предприятии, я уже был начальником небольшого цеха. У меня было в подчинении 125 человек. Мне нужно было каждый день в 7:30 быть на работе, выдерживать колоссальный рабочий график и принимать участие в колоссальном количестве оперативок, которые тогда очень модно было проводить. Бывали дни, когда кроме оперативок ты вообще ничего не успевал.

Это то, что называется творческий зуд, нереализованные возможности. То есть до какого-то момента внутри сидело желание. А тут вдруг, как приятное наваждение, приезжает Вадим Мулерман на концертное выступление. И это концертное выступление дало мне толчок. Всегда важно что-то первый раз сделать, найти в себе смелость первый раз открыть гримуборную и зайти.

Я открыл гримуборную, постучал естественно, зашел и представился очень оригинально: “Здравствуйте, меня зовут Аркадий, и я хочу написать о вашем концерте”. Я мог ожидать всего чего угодно. Но здесь я натолкнулся на очень правильное понимание. В итоге родился очень маленький материал, довольно банальный с точки зрения моего сегодняшнего восприятия журналистского труда. Но он был первым.

О работе

Самая приятная работа, конечно, та, которой сейчас занимаюсь. Это вообще большое человеческое счастье, когда человек занимается тем видом деятельности или тем направлением, которое в большей степени или в абсолютной степени может соответствовать его ментальным и поведенческим качествам и способностям.

Бывает, принимаешь человека на работу и сразу не распознаешь в нем либо расхлябанность, либо неточность, либо безалаберность. Но если распознаешь, то с такими людьми я расстаюсь. Я не могу работать с неконцентрированным и немотивированным человеком. Еще абсолютно не могу, не умею и не хочу работать с флегматиками. Я люблю работать с сангвиниками, а еще лучше с холериками, у которых горят глаза, как и у меня.

Есть периоды времени в году, когда нужно работать, как я называю, от забора и до вечера. Понятно, что ты этим самым жертвуешь, отнимаешь время, которое ты мог бы, ну, допустим, посвятить чему-то другому.

Как я в последнее время себе сам говорю, у меня с профессиональной деятельностью связано абсолютно все. Но уж такая профессиональная деятельность.

О “Человеке года”

Внутри все время сидело то, что я сам себе говорил: я должен возвратиться к любимому делу, но возвратиться в чем-то другом. И я все время думал, ну вот что? В чем выстрелить? Тем более я понимал, что мы стали уже самостоятельной страной, что здесь многие вещи начинаются с нуля. И вот, за какую-то неделю, я садился в своем рабочем кабинете, тогда еще в Днепродзержинске, и пытался нарисовать некий прообраз, некую схему, некую концепцию, из которой и получился теперь всем очень известный и популярный проект. Это все было шаг за шагом. От самонеудовлетворенности.

Количество знаменитых людей, когда я впервые выходил на сцену приветствовать уважаемый зал Дворца “Украина”, конечно, зашкаливало. И, признаюсь, что холодок в области спины проходил от сознания того, что в 17-ом ряду сидит Леонид Данилович Кучма, действующий президент Украины. Но когда это успешно произошло, то и радость была адекватная тому, что удалось это сделать.

В таком деле, как “Человек года” нужно ориентироваться практически во всем. Нет или почти нет такой сферы деятельности, в которой ты можешь не знать ничего, потому что иначе ты не будешь правильно соизмерять важные вещи. Это иллюстрация вот той поговорки – “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Я считаю это обязательным в том деле, в котором я себя реализовываю.

Об успехе

Успех – это самореализация. Когда ты сам считаешь, что ты сумел себя самореализовать. Если мой внутренний голос задаст вопрос, сумел ли я себя самореализовать, я твердо скажу: “Да”.

У меня такое впечатление, что тренд публичности – он становится все более глобальным в наше время. Конечно, есть еще определенный процент успешных, но не публичных людей. Но каждый из них в свое время поймет, что быть успешным и публичным – это еще лучше. Это еще в большей степени говорит, что ты можешь быть успешным.

Для того, чтобы достичь успеха в том деле, которым я занимаюсь, нужно этим жить. Что значит жить этим или не жить? Жить – это когда у тебя всегда, в любую минуту, даже на отдыхе, даже если ты сидишь в гостях или на каком-то мероприятии, у тебя все время в мозгу крутится то, чем ты живешь. И ты можешь совершенно неожиданно, в какой-то неожиданной обстановке сказать: “Эврика!”

Об образе жизни и стиле

Когда появился первый iPad в позапрошлом году, и наконец-то я его приобрел, вот тогда я понял, что без этого жизни уже нет. Теперь у меня этих iPad’ов три. Ровно столько, сколько выпустила компания Apple.

Не скажу что индифферентно, но спокойно отношусь к элементам роскоши. Если я, допустим, покупаю костюм, и висят рядом костюм самой известной дорогой торговой марки и менее известной торговой марки, я куплю тот костюм, который на мне лучше сидит или мне больше нравится. Я гонюсь за комфортом и удобством.

На мне сейчас часы IWC. Я их ношу третий год. Это известная швейцарская компания. Костюмы предпочитаю Corneliani, Canali. Также у меня есть в коллекции и на мне очень комфортно сидит одежда, костюмы бренда Facis. Это итальянский бренд. Рубахи? Тут очень много разных лейблов. Тоже назову, пожалуй, Facis и Canali. Еще я очень люблю и много ношу галстуков. В основном известных брендов. Это могут быть и Hugo Boss, и Cerruti, и Canali. Из обуви больше всего мне идет Mario Bruni, и я много лет комфортно в ней себя чувствую.

Вот уже пятый год я езжу на автомобилях Land Rover. Это очень достойные, надежные британские автомобили. У меня был Land Rover Discovery 3, сейчас я его поменял на Land Rover Discovery 4. Вот уже второй год езжу на нем. Со всех точек зрения удобный, комфортный, эффективный автомобиль для города.

Я предпочитаю отдыхать в Европе. Европа – это моя самая любимая среда. Хотя я раз в году, в любом случае, последние четыре года отдыхаю и в Крыму. Любимые страны для отдыха – это Франция, Греция. Очень люблю Италию и Германию. Германия – это самая системная, самая правильная страна, которую вообще можно встретить сегодня.

О себе

За последние лет 20 я выработал в себе целый ряд качеств, которые абсолютно не были присущи мне на генетическом уровне. Во-первых, я стал абсолютным работоголиком, коим абсолютно не был в ранее время. Я стал абсолютно системным. Во мне еще больше развились такие качества, как точность и пунктуальность. Появились раскованность и умение общаться, то есть коммуникативные способности, которые позволяют мне сегодня, надеюсь квалифицированно, выполнять свою профессиональную деятельность.

Что для меня вдохновение? Это сама жизнь. У меня есть одна из двух любимых поговорок, либо слоганов – “Жизнь прекрасна, а все остальное нюансы”.

У каждого человека есть баланс удач и неудач. Только у кого-то он в процентном соотношении 90 на 10, у кого-то 50 на 50, а у кого-то 20 на 80. Но я, к счастью, отношусь к той категории людей, у которых баланс побед достаточно серьезно превышает баланс поражений.

Я себя вижу честным человеком. Я человек честный по отношению ко всему, что происходит. Поэтому вижу себя честным, открытым, коммуникабельным. Искренним! Пожалуй, искренним. Потому что я не умею, скажем так, обратное – быть неискренним. И еще мне очень нравится, когда люди вокруг меня улыбаются. Улыбка достаточно часто посещает и меня. И это очень хорошо.

Беседовала Татьяна Ахапкина

По теме