Миф об угле или почему атомная генерация снова подставляет плечо тепловой?

4

НКРЭКУ заявляет о критической ситуации в электроэнергетике – прежде всего из-за очевидного дефицита запасов угля на складах тепловых электростанций.

Миф об угле или почему атомная генерация снова подставляет плечо тепловой?


Однако игроки энергорынка пытаются обвинить в сложившейся ситуации атомную генерацию, в то время как именно АЭС сейчас страхуют страну от энергетического коллапса и веерных отключений электроэнергии. 

Зима 2020-21 годов оказалась неожиданно морозной. Не в пример зимам прошлых лет, которые уже приучили украинцев к последствиям глобального потепления. Нынче же очевидно, что устойчивая морозная погода продержится вплоть до начала марта, и это заставляет Объединенную энергетическую систему Украины работать в полную мощность. Однако подобные нагрузки не должны были стать для нее критическими, и не стали бы, если бы все генерации подходили к подготовке к осенне-зимнему периоду на совесть.

Теперь же наблюдаем последствия халатности, непродуманных решений, экспертного непрофессионализма, откровенной лжи и манипуляций. ОЭС сейчас действительно столкнулась с серьезным испытанием, и, чтобы избежать ее коллапса, Украине придется использовать газ вместо угля и уповать на импорт электроэнергии из Беларуси и Российской Федерации. Каковы же причины нынешней ситуации и почему в этом нет ни малейшей вины Энергоатома?

Начнем с азбучных истин. В Украине работают 4 атомные электростанции. С 2005 года в эксплуатации находятся 15 атомных энергоблоков, ежегодно отпуская от 75 до 80 млрд кВт-часов электроэнергии. Установленная мощность ОЭС Украины равна 54 303 МВт, из которых установленная мощность атомных станций составляет примерно четверть – 13 835 МВт. При этом именно атомная генерация стабильно обеспечивает 50-55% всей электроэнергии, которая потребляется в стране. А в отдельные осенне-зимние периоды доля атомной электроэнергии достигала и превышала 70%.

На втором месте после атомной – тепловая генерация, которая производит около 30% электроэнергии, сжигая уголь. В Украине работают 12 больших ТЭС, восемь из них входят в холдинг ДТЭК, еще три находятся в структуре государственной компании «Центрэнерго», и одна принадлежит «Донбассэнерго».

Ежегодно Украина начинает отопительный сезон, имея на складах около 2,5 млн тонн угля. Такого объема достаточно, чтобы спокойно пройти зиму. В октябре 2020 года правительство сообщило, что Украина подошла к началу отопительного сезона с рекордными запасами угля – на складах его было якобы почти 3 млн тонн, и это вдвое превышало показатели 2019 года. Объяснение было простым: предыдущая зима была теплой, вот потому на складах и накопился уголь.

А теперь вопрос: куда же подевались рекордные объемы угля и почему теперь в критической нагрузке на Объединенную энергосистему обвиняют АЭС, а не ТЭС?

Во-первых, в четвертом квартале 2020 года существенно выросло потребление электроэнергии – не оправдав прогноза Минэнерго, оно вышло на доэпидемический уровень. В ноябре – декабре 2020 года спрос на электроэнергию повысился на 1,79 млрд кВт-ч, в том числе со стороны населения – на 0,4 млрд кВт-ч.

Энергоатом, как оператор четырех АЭС, предупреждал об этом еще весной прошлого года, однако, в ответ получал лишь указания снижать мощности энергоблоков. Министерство энергетики формировало прогнозный баланс, опираясь на «экспертные» выводы о призрачном «профиците» электроэнергии. Параллельно существенно снизилось производство электроэнергии из возобновляемых источников: солнечные и ветроэлектростанции не в состоянии выполнить показатели прогнозного баланса. Об этом свидетельствуют в том числе и свежие данные за январь нынешнего года: за месяц ВИЭ произвели 626 млн кВт-ч на фоне запланированных прогнозным балансом 825 млн кВт-ч, таким образом выполнив план всего лишь на 76%.

Балансовые ограничения (запрет на производство электроэнергии свыше установленного объема), которые в течение весны – лета 2020 года накладывались на атомные электростанции, вынудили их пересмотреть график планово-предупредительных ремонтов энергоблоков и «сместить» некоторые из них как раз на осенне-зимний период. Энергоблок нельзя выводить в ремонт, пока в нем остается еще не отработавше ядерное топливо. Ограничения мощности энергоблоков, установленные балансовыми ограничениями, увеличили продолжительность использования топлива и отсрочили их вывод в плановый ремонт. Поэтому именно балансовые ограничения для атомной генерации, начиная с весны 2020 года, сместили во времени графики ремонтов атомных энергоблоков. Но даже в такой ситуации Энергоатом производил объемы электроэнергии, заложенные в прогнозном балансе Объединенной энергосистемы.

Прогнозный баланс ОЭС, утвержденный Министерством энергетики 4 ноября 2020 года, предусмотрел производство электроэнергии атомными электростанциями в января 2021 года на уровне 6,92 млрд кВт-ч. Фактически же АЭС, согласно оперативным данным оператора ОЭС – НЭК «Укрэнерго» – произвели и передали в Объединенную энергосистему 7,15 млрд кВт-ч, что равняется 103% от запланированного объема.

В то же время склады угольных электростанций сработаны до самого низкого за весь период независимости Украины уровня. По данным Минэнерго, 2 февраля запасы угля на ТЭС составляли 431,9 тыс. тонн (291 тыс. тонн газового угля и 140,9 тыс. тонн антрацита) – то есть в 5,5 раз меньше, чем год назад.

По данным Укрэнерго, с ноября прошлого года по 31 января 2021-го запасы угля на складах ТЭС сократились в 5,7 раз. На Углегорской ТЭС угля марки Г осталось 6 тыс. тонн – при потребности в 76 тыс. тонн, то есть в 12 раз меньше. На Трипольской ТЭС антрацита осталось 3,6 тыс. тонн, что вшестеро меньше необходимого запаса. На Змиевской ТЭС склад заполнен на 1,6%. Подобная ситуация на Криворожской, Кураховской, Бурштынской теплоэлектростанциях.

Работать им не на чем, и они будут вынуждены или останавливаться, или сжигать дорогой газ, что непременно вновь отобразится на тарифе на электроэнергию для населения. В НКРЭКУ предупредили, что сложившаяся ситуация может спровоцировать общесистемную аварию в ОЭС Украины и введение графиков аварийного прекращения электроснабжения потребителей.

Понятно, что когда вся страна начала обсуждать проблемы тепловой генерации, чиновникам и управленцам нужно быстро найти оправдание своим решениям и «назначить» виновных в критической ситуации. Они нашли «чудесное» решение: обвинить в отсутствии угля в тепловой генерации – генерацию атомную. Заместитель министра энергетики Юрий Бойко, а также некоторые «эксперты» и «блогеры», называющие себя независимыми, утверждают, что смещение графика ремонтов трех энергоблоков ЗАЭС суммарной длительностью 150 дней – это эквивалент 1,6 млн тонн дополнительно сожженного угля, которого сейчас не хватает на складах ТЭС.

Действительно, в ноябре и декабре прошлого года ТЭС произвели на 58% больше электроэнергии, чем было запланировано в прогнозном балансе. Но возникает вопрос: как для производства на 58% больше электроэнергии удалось сократить запасы угля аж на 350%? Ведь за период с 30 октября по 31 декабря 2020 года, всего за два месяца, запасы угля на складах ТЭС сократились в 3,5 раза. Очевидно, если бы запасы угля на складах ТЭС в октябре 2020-го были действительно рекордными, как об этом сообщало Минэнерго, теплоэлектростанции просто не успели бы их использовать.

За последние 6 месяцев, с августа 2020-го, Энергоатом перевыполнил показатели прогнозного баланрса на 35,3%, а тепловая генерация – на 15,3%. При этом АЭС по объективным причинам не выполнили показателей прогнозного баланса только в декабре прошлого года (на 6,8%), а ТЭС – в августе, сентябре, октябре 2020-го и январе 2021 года – суммарно на 42,7%. Эти цифры наглядно демонстрируют такие данные Укрэнерго.

Миф об угле или почему атомная генерация снова подставляет плечо тепловой?

Фейковые сообщения о том, что нынешние проблемы тепловой генерации создали атомные электростанции, распространяются с целью заставить общество поверить в этот абсурд. А манипуляции, искажения фактов о реальном состоянии дел и информационные атаки на «Энергоатом» – это способ отвлечения общественного внимания от халатности и неэффективности управленческих решений, которые принимались в течение прошлого года, и попытка затянуть в пропасть успешно работающую атомную генерацию.

НАЭК «Энергоатом» неоднократно обращала внимание на то, что искусственные ограничения для одной генерации в итоге могут повлиять не только на безопасную работу атомных станций, а и на энергосистему страны в целом. Почти год компания работала в условиях откровенно дискриминационных и непрозрачных правил игры на рынке, длительного накопления долгов перед ней за поставленную электроэнергию, множественных спекулятивных коррупционных схем и неприкрытого лоббирования интересов определенных финансово-промышленных групп. И даже несмотря на все это, «Энергоатом» и сейчас, как всегда, обеспечивает бесперебойные поставки электроэнергии, чтобы не допустить коллапса отечественной энергосистемы.

Источник: newsyou.info