Перекладывание ответственности: внедрят ли в Украине накопительную пенсионную систему

14

Глава комитета Рады по соцполитике Галина Третьякова («Слуга народа») предлагает накапливать будущие пенсионные выплаты не только на счетах негосударственных пенсионных фондов, но и размещать средства в пенсионных депозитах и на счетах страховых компаний. «Размывание ответственности за возможные невыплаты», или же увеличение гарантий получения пенсий в нужном объеме, будут ли в 2021 году вводить накопительную пенсионную систему и какие риски она в себе несет – разбирался ГолосUA.


Перекладывание ответственности: внедрят ли в Украине накопительную пенсионную систему

Государство не хочет управлять

Народный депутат также сообщила, что Национальный банк уже разрабатывает законопроект, который вносит изменения в закон о финансовых услугах. В будущем документ предоставит возможность использования различных финансовых инструментов в накопительной системе, а также отрегулирует работу кредитных организаций и страховых компаний.

Нормы о страховых компаниях пока нет в законе №2863, который предусматривает введение второго уровня, уточнила она.

Отметим, что в Верховной Раде зарегистрирован второй законопроект №4408-1 о создании профессиональной накопительной пенсионной системы, в которой на обязательной основе будут участвовать граждане, работающие на вредных производствах или в тяжелых условиях труда, что дает право на льготную пенсию.

Пенсионный фонд Украины (ПФУ) ожидает 26 млрд грн дефицита средств солидарной пенсионной системы в 2021 году.

В целом, исповедуя неолиберальные подходы, украинской власти удобней, чтобы каждый отвечал за себя и рынок все регулировал. Ведь именно при таком подходе им проще снимать ответственность с себя перед избирателями.

Да, можно порассуждать, что якобы зачем, чтобы за нашу старость отвечало такое государство – лучше самим стараться. Тем более, что отвечать оно не особо хочет – только вот налоги вместе с тарифами собирать.

В накопительной пенсионной системе опасно не только то, что она несет в себе огромные риски («банкопад» уже был, будет ли «фондопад» и «страхопад» во всех смыслах – посмотрим) и не приводит к повышению самих пенсий (в экономике деньги одни и те же). Это еще и психологический аспект – теряется чувство «семейственности», или еще точнее сказать – «солидарности». Когда вы понимаете, что на старости тебе твоя страна поможет, как ты помог ей в свое время.

Не решает проблему низких пенсий

«Здесь несколько моментов. Во-первых, накопительная система – это все равно распределение того же ресурса, что у нас есть, и накопительная система не создает добавленной стоимости и нового дополнительного ресурса. Это перераспределение имеющегося ресурса. Это вообще никак не решает проблемы низких пенсий. Проблема низких пенсий состоит в том, что в бедной экономике не может быть высоких социальных стандартов, в том числе и пенсий. Если у нас средняя зарплата 12 тысяч гривен, то средняя пенсия с учетом всех дотаций не может быть выше 3-4 тысяч гривен, как она и есть сейчас. Это с учетом тех дотаций, 200 миллиардов гривен, которые ежегодно расходуются на финансирование дефицита Пенсионного фонда», – заявил экономист Виктор Скаршевский.

Накопительная система либо заберет часть от солидарной системы, что уменьшит текущие пенсии и потребует еще большего финансирования из госбюджета дефицита Пенсионного фонда, либо создаст дополнительное налоговое давление на заработные платы, что приведет просто-напросто к дополнительной тенизации выплаты заработной платы, подчеркнул эксперт.

«Так что это вообще никак не решает проблемы. Кому это может быть выгодно? Это может быть выгодно тем, кто будет распоряжаться этими десятками миллиардов гривен, фондами – то ли это будет государственный фонд управления этими пенсиями, то ли это негосударственные. Они будут получать своих 3-4 % от активов вне зависимости от результатов деятельности. То есть финансовые посредники, конечно же, в этом заинтересованы», – говорит он.

Для простого пенсионера это не решение проблемы, считает В. Скаршевский.

«Даже если предположить, что инфляция не съест эти деньги, которые будут накапливаться в обязательном порядке, что эти фонды просуществуют на всем промежутке времени 20-25 лет, не произойдет никаких кризисов, – а у нас каждые 8-10 лет обязательно кризис, то ли банковский, то ли девальвационный, – то пенсионер к своей основной пенсии получит дополнительно 400 гривен. Стоит ли овчинка выделки, особенно при падающей экономике, при таких низких заработных платах и так далее? Конечно же, нет», – отмечает он.

Международный опыт

Еще нужно смотреть на международный опыт, на восточноевропейские страны, которые входят в тот же Евросоюз, на Россию, на латиноамериканские страны, которые ввели также обязательный уровень накопительных пенсий, подчеркивает эксперт.

«Они практически все поотказывались от этого. То ли национализировали все деньги накопительного пенсионного фонда, как в Венгрии, то ли, как в Польше, создали такие условия, что людям, которые накапливают себе на пенсию, выгодней перейти на солидарную систему, потому что тот уровень демографии, который есть сейчас во многих странах, не позволяет нормально использовать обязательный уровень накопительной пенсионной системы. И доплата у них к основной пенсии всего 20-30 евро», – говорит В. Скаршевский.

Обязательный накопительный уровень не оправдал себя в очень многих странах, подчеркивает экономист.

«Зачем нам тогда идти по тем же граблям, если уже большое количество стран от этого поотказывалось, причем достаточно успешных стран, если брать, например, ту же Польшу, Чехию, Венгрию, страны Балтии. Это, как говорится, как минимум, не ко времени. На этапе роста это еще куда ни шло, если нет дефицита в Пенсионном фонде, еще есть логика, а так и не рост, и огромнейший дефицит до 50 % Пенсионного фонда финансируется из бюджета, это тяжело даже пенсиями назвать», – отмечает он.

Не пенсии, а недостаточная социальная помощь

В Украине пенсий как таковых нет по определению, потому что когда почти 10 миллионов человек пенсионеров получают пенсию ниже фактического прожиточного минимума, это не пенсия, а социальная помощь, которой недостаточно, говорит В. Скаршевский.

«По этой причине надо оставлять солидарную пенсионную систему либо полностью переходить на финансирование из бюджета и признать, что страна Украина гарантирует прожиточный минимум, но только не тот, который 2 тысячи гривен, а фактический прожиточный минимум, а все остальные граждане, работающие, если они хотят дополнительные пенсионные выплаты, пусть себе в добровольном порядке откладывают то ли через пенсионные фонды, то ли через долгосрочные депозиты, то ли через ОВГЗ, то ли через другие инструментарии», – считает экономист.

Государство должно показать разные пакеты, какие возможны, подчеркивает эксперт.

«Но в добровольном порядке, чтобы каждый сам за себя беспокоился. Потому что при такой демографии ни одна пенсионная система не сработает в нормальном смысле, тут только лишь должны быть минимальные социальные гарантии, государство должно их на себя брать и выполнять, и создавать условия для долгосрочных вложений, в том числе пенсионных. Опять же, гарантия небанкротства, надзорные функции должны быть очень мощные над негосударственными пенсионными фондами и теми же банками. Над всеми игроками на финансовом рынке, где можно использовать долгосрочные накопления», – резюмировал он.

Дополнительные риски

«Для бизнеса накопительная пенсионная система является дополнительной нагрузкой. Во-вторых, история учит, что накопительные системы имеют право на существование в богатых и стабильных экономиках. А в слабых, где показатели инфляции могут сильно колебаться, накопительная система приводит к очень большим потерям – к банкротствам пенсионных фондов, например. Приведу пример, можно себе представить, что в 95-ом году у нас кто-то бы ввел эту систему. Так вот с того периода, когда Украина ввела гривну, и до сегодняшнего момента, она сильно девальвировала. Вот настолько бы обесценился ваш вклад – в 27 раз. Приблизительно таким же образом работает накопительная система. Одно дело, когда вы вкладываете деньги в банк и каждый год пересматриваете депозитный договор, а другое – когда вкладываете из в накопительную систему, и имеете к ней доступ только при выходе на пенсию. То есть, по сути дела, вы даете длинные деньги финансовой организации, которые практически вы не имеете возможность переложить. Так что в слабых экономиках при накопительной пенсионной системе накопленные деньги обесцениваются быстрее, чем они успевают зарабатывать доход», – заявил экономист Олег Пендзин.

Украинская экономика является крайне слабой, подчеркнул эксперт.

«И в такой ситуации введение этой системы будет означать попытку переложить всю ответственность на плечи самих пенсионеров», – отметил он.

Перспективы 2021 года и на чем настаивает МВФ

Маловероятно, что ее введут в следующем году – тяжелые времена для экономики являются не тем периодом, когда вводят накопительную систему, говорит экономист.

«Вероятность введения накопительной пенсионной системы в 2021 году низкая, поскольку она будет подрывать и без того плохие поступления в Пенсионный фонд», – заявил экономист Всеволод Степанюк.

Кроме того, против этого выступает на нынешнем этапе МВФ, говорит эксперт.

«В целом Фонд, конечно, требует ввести эту систему, но не в этом году. Считаю, что в 2021 году низкая вероятность введения накопительного уровня. Что касается индексации пенсий, то ее проводили в 2020 году. И в следующем ее также будут проводить. Вопрос только в том, на какие суммы. Считаю, что размер будет небольшой», – отметил он.

Источник: newsyou.info