Жан-Люк Годар
Режиссер Жан-Люк Годар, крестный отец французского кинематографа новой волны, скончался во вторник в возрасте 91 года, сообщила французская газета Liberation со ссылкой на людей, близких к режиссеру.
Годар был одним из самых известных режиссеров в мире. Он прославился такими классическими фильмами, как “На последнем дыхании”, “Безумный Пьеро”, “Посторонние” (“Банда аутсайдеров”) и “Презрение”, которые раздвинули кинематографические границы и вдохновили многих режиссеров.
Кадр из фильма “На последнем дыхании”
Годар начинал свой путь в кино в начале 1950-х с кинокритики и писал для известного журнала Cahiers du cinéma. В 1960 году он снял свой дебютный фильм “На последнем дыхании” с Жан-Полем Бельмондо и Джин Сиберг, который стал практически одним из манифестов нового подхода к киноязыку. Режиссеры новой волны критиковали коммерческий “голливудский” стиль, предсказуемость сюжета и искали новые способы съемки. Французский кинематограф тех лет оказал влияние на следующее поколение независимых американских и европейских режиссеров конца 1960-х и начала 1970-х годов.
Годара также называют одним из самых радикальных режиссеров в истории кино из-за его активной политической позиции. В своих фильмах он высказывался о вьетнамской войне и вплетал в них марксистские идеи. Сам Годар был сторонником левого движения и активным участником майских событий 1968 года во Франции, во время которых он даже снял несколько пропагандистских фильмов. Режиссера также обвиняли в антисемитизме из-за его поддержки Палестины.
Кадр из фильма “Посторонние” (“Банда аутсайдеров”)
В 2010 году Годару должны были вручить почетный “Оскар” за вклад в развитие кинематографа, однако ехать получать награду режиссер отказался. Презрительное отношение к подобным мероприятиям у него сформировалось еще в молодые годы. Как известно, в 1968 году во время студенческих волнений Годар за компанию с Франсуа Трюффо участвовал в срыве Каннского кинофестиваля, и в итоге за всю свою карьеру он так ни разу и не получил “Золотой пальмовой ветви” (в 2018 году ему вручили только специальную “Золотую пальмовую ветвь” за вклад в кинематограф — такую награду в Каннах вручали впервые в истории). Зато фильмы Годара были удостоены наград Берлинского и Венецианского кинофестивалей.
Надя Бесчетникова
Источник: www.spletnik.ru