Разочарование в Западе. Новые настроения в Украине

3

Запад не должен успокаиваться на том, что ориентация Украины на модель западных демократий необратима.

Разочарование в Западе. Новые настроения в Украине


В Украине подрастает общество, которое чувствует себя экзистенциально связанным с западными демократическими ценностями, и это заставляет его еще больше разочаровываться в безразличном отношении Запада, пишет на страницах швейцарского издания Neue Zürcher Zeitung публицист Рихард Херцингер.

Нет доверия к Западу

После победоносной Революции достоинства 2013/14 годов Украина четко взяла курс на европейско-атлантическую интеграцию и, соответственно, окончательный отрыв от сферы влияния Москвы, которую путинская Россия хочет значительно укрепить в ходе реализации своих неоимперских амбиций.  Но даже если — или именно потому, что — влиятельные политические и общественные силы в Украине продолжают сегодня чувствовать себя экзистенциально связанными с западными демократическими ценностями, среди них растут сомнения в достоверности обещаний, даваемых Западом. Украина чувствует, что Запад отталкивает ее и отделывается обещаниями — Европа хочет держать дверь открытой для максимально быстрой «нормализации» своих отношений с Россией.

«Ряд последних событий, удручающих с украинской точки зрения, способствовал этому постепенному процессу отчуждения, — отмечает Херцингер. — Массированное развертывание российских войск на украинской границе и в Крыму весной принесло с собой острую опасность открытого вторжения в страну. Но ЕС так и не смог решиться на ужесточение своей позиции по отношению к Кремлю. Министр иностранных дел Германии Маас отмахнулся от сторонников такой более жесткой линии, назвав их «умниками», к чьим «конфронтационным воплям» не стоит присоединяться. Берлин и Брюссель, по его мнению, скорее хотят «диалога и добрососедских отношений с Россией».

Угроза войны

То, что Путин в конечном итоге не отдал своим войскам окончательный приказ на марш, никого на Украине не успокаивает. Скорее, этот маневр рассматривается как своего рода логистическая генеральная репетиция предстоящего вторжения — и как масштабная попытка запугивания, с помощью которой Кремль хочет приструнить страну. На конференции Ялтинская европейская стратегия (YES) в Киеве, которая прошла в середине сентября, президент Украины Владимир Зеленский однозначно утвердительно ответил на вопрос, считает ли он возможной открытую войну России против Украины в ближайшие годы. Идеологический предлог для этого Путин уже представил публично, когда недавно в своей речи, изобилующей масштабными фальсификациями истории, он объявил русских и украинцев — а также белорусов — «по сути, одной нацией».

«Угрозы для Украины действительно обостряются, — полагает автор статьи. — Не желая идти ни на малейшие уступки в переговорах по Донбассу, Москва де-факто форсирует аннексию оккупированных восточноукраинских территорий. Так, с 2019 года около 600 тыс. жителей незаконных «народных республик» Донецка и Луганска получили российское гражданство и, соответственно, были допущены к голосованию на недавних выборах в Госдуму. В Крыму Кремль масштабно вооружается и подавляет любое признание украинской идентичности массовыми репрессиями, особенно в отношении крымских татар. В ходе планомерной колонизации украинского полуострова в Крыму после его аннексии в 2014 году поселилось около полумиллиона россиян».

Мало перспектив

Недавно президент Эстонии Керсти Кальюлайд ошарашила украинское руководство, заявив на конференции YES, что Украине может понадобиться еще двадцать лет, чтобы соответствовать копенгагенским критериям для вступления в ЕС. Это было особенно сильным ударом, ведь страны Прибалтики считаются самыми ярыми сторонниками Украины в Союзе.

Тот факт, что сделка по «Северному потоку-2» была согласована без участия Украины, воспринимают в Киеве как вопиющее нарушение провозглашенного Западом принципа не вести переговоры по Украине без Украины. Поспешный и хаотичный уход США и их союзников из Афганистана и смещение стратегического приоритета Байдена в сторону Азии также подпитывают подсознательные страхи быть брошенной США в чрезвычайной ситуации. В кругах администрации Зеленского недавно и вовсе начали раздаваться голоса, предлагающие сблизиться с Китаем в качестве альтернативы исключительной ориентации на Запад.

«Впрочем, непомерная коррупция действительно остается ахиллесовой пятой молодой украинской демократии, — отмечает Херцингер. — И скептицизм в отношении того, насколько серьезно правительство Зеленского, а также вся политическая элита страны относятся к заявленной ими воле к институциональной реформе, вполне оправдан. Тем временем, однако, энергия активного гражданского общества остается непоколебимой. Она действует как двигатель демократизации всех сфер общества, когда необходимо подтолкнуть правительство и государственные органы к более высоким темпам реформ. Здесь подрастает молодое поколение подлинных демократов, которые в среднесрочной перспективе могут добраться до политических рычагов власти».

Тем не менее, Запад не должен успокаиваться на том, что ориентация Украины на модель западных демократий необратима. Поэтому было бы легкомыслием относиться к ней с надменностью. Какой бы несостоятельной ни была украинская демократия, ее защита от имперского авторитаризма Путина имеет решающее значение для будущего демократической Европы в целом.

Источник: newsyou.info