Вирус желтой лихорадки: дамоклов меч тропиков

18
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  


Поделиться:

здоровье, советы врача
Поделиться в WhatsApp

Вирус желтой лихорадки: дамоклов меч тропиков

Вирус желтой лихорадки − тропическая болезнь, которая передается через укусы комаров Aedes aegypti, обитающих в Африке и некоторых регионах Южной Америки. Симптомы инфекции схожи с признаками большинства геморрагических лихорадок, поэтому без специальных анализов ее определить сложно.

Самое действенное средство от заражения на сегодняшний день − вакцина.

Вирус желтой лихорадки: картина заболевания

Разносчиками вируса желтой лихорадки с давних пор являются комары Aedes aegypti, массово обитающие в лесах, и откладывающие яйца только в стоячей воде, будь то даже обычная бочка с пресной водой. Такая приверженность к влаге объясняется просто: наличие воды помогает насекомым пережить любую засуху, что не редкость в тропических краях.

Как же вирус​ проникает в кровь человека? Самка комара кусает жертву, и оставляет в микроскопической ране частицы зараженной слюны: вирионы проникают в кровь и разносятся по всему организму.

Много лет желтая лихорадка была прерогативой африканского континента, пока не открылись новые торговые пути, по которым в дальние страны устремились караваны с чернокожими рабами. И таким образом желтая лихорадка попала в Соединенные Штаты Америки и островные государства на пути кораблей, пересекающих Атлантику. На протяжении многих лет инфекция пугала своим непонятным происхождением, и спасения от нее не было: зараженные умирали десятками и сотнями.

На сегодняшний день эндемичными по желтой лихорадке признают следующие регионы планеты: страны Южной и Центральной Америк, а также ряд районов Африки южнее Сахары.

Есть три основных варианта заражения вирусом желтой лихорадки. Первый: в тропических лесах, где основным резервуаром инфекции стали обезьяны, в свою очередь инфицированные дикими комарами. В таком лесу человек легко может заразиться: хоть через укус комара, хоть при случайном контакте с больной обезьяной (например, через царапину).

Второй вариант называют промежуточным, поскольку разносчики инфекции активно размножаются и расселяются как в городских условиях, так и в лесных зарослях. Отсюда и частые вспышки желтой лихорадки в многочисленных африканских районах: эпидемия может легко начаться в городе с большим числом населения и серьезным скоплением комаров (достаточно невысокого иммунитета у большинства людей).

Третий или городской тип заражения случается, когда крупные эпидемии фиксируют в густонаселенных районах, а начинается все с одного зараженного, который инфицирует всех окружающих. 

Симптомы болезни при вирусе желтой лихорадки

Такое название инфекции дали за счет характерных симптомов, аналогичных при заболевании гепатитом, когда кожные покровы и глазные яблоки выразительно желтеют.

Инкубационный период обычно длится не более недели, поэтому примерно на 6-7-й день после проникновения вируса в кровь появляются начальные признаки заражения. Но на первых порах они не слишком выражены, поэтому диагностировать заболевание не всегда удается. Тем более, что симптомы довольно неспецифичные: рвота, головная боль, тошнота, боли в мышцах и спине, потеря аппетита и скачок температуры. Через несколько дней и эти признаки исчезают: в некоторых случаях болезнь не возвращается, и больной выздоравливает.

Но существенный процент больных настигает вторая фаза инфекции, вот она-то и есть самая опасная, поскольку носит токсический характер. Когда первая симптоматика пропадает, то в течение суток в человеческом организме исподволь идут перемены. Поражаются внутренние органы, среди которых более всего страдают почки и печень. Отсюда и классическая желтуха, сопровождаемая рвотой с кровяными сгустками (ее раньше называли «черной рвотой»). Цвет мочи темнеет, обозначаются боли в животе, могут появиться кровотечения из разных мест: носа, рта, влагалища, желудка и т. д. Вторая стадия болезни считается смертельной, а для летального исхода достаточно недели такого состояния.

В связи с тем, что начальный этап болезни можно легко принять за отравление, малярию, лихорадку денге и другие тропические инфекции, то при подозрении на вирус желтой лихорадки необходимо сделать анализ крови (ОТ-ПЦР).

Вакцина от желтой лихорадки

Вакцину от желтой лихорадки придумал в 1937 году американский вирусолог Макс Тейлер, за что получил в 1951 году Нобелевскую премию. Его разработки до сих пор используются при создании усовершенствованных методов иммунизации.

Раньше одной дозы вакцины хватало на десять лет, теперь же она обеспечивает пожизненный иммунитет (что особенно важно для туристов, посещающих тропические страны с эндемичными по желтой лихорадке регионами).

В странах, где до сих пор сохраняется угроза эпидемий желтой лихорадки, проводится массовая иммунизация населения по стратегии, определенной Всемирной организацией здравоохранения: под нее попадают даже дети грудного возраста.

Вакцина​ считается безопасной, а серьезные побочные эффекты проявляются крайне редко: в их числе поражение почек, печени и нервной системы. По статистике ВОЗ, такое случается примерно в 0,09 эпизодах на 10 тысяч доз вакцин.

После прививки иммунитет к желтой лихорадке формируется в течение месяца, поэтому медики рекомендуют делать ее загодя перед поездкой, иначе при укусе инфицированного комара прививка может не подействовать. После иммунизации нежелательны физические нагрузки, употребление алкогольных и гипераллергенных продуктов.

Иногда пациентов беспокоят реакции после прививки: температура, слабость, озноб и сонливость. Это достаточно характерное поведение для организма, в который внедрили вирус желтой лихорадки, пусть и весьма ослабленный. 

Наличие прививки не должно останавливать от обычных мер профилактики болезни, таких как использование репеллентов, москитных сеток на окнах, закрытой одежды и контроля за состоянием здоровья.

Специфического лечения желтой лихорадки не существует, медики прибегают к симптоматической и поддерживающей терапии, но и этого достаточно, чтобы сохранить заболевшему жизнь.

По материалам: medaboutme.ru

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Let’s block ads! (Why?)