Без МВФ: «Курс гривны будет ослабевать»

12

Без поддержки МВФ сократятся инвестиции в дорожную инфраструктуру, остановятся повышение социальных стандартов и поддержка малого бизнеса, прогнозируют в Нацбанке. А эксперты указывают на условия сотрудничества с фондом, которые власть не спешит выполнять.


Без МВФ: «Курс гривны будет ослабевать»

«Закон о высшем совете правосудия, закон о НАБУ»

Международный валютный фонд (МВФ) в ближайшие несколько месяцев планирует продолжить обсуждение с Украиной условий первого пересмотра кредитной программы, сообщил представитель МВФ Джерри Райс.

По его словам, с властями Украины обсуждается набор реформ.

«Повестка на следующие несколько месяцев заключается в том, чтобы продолжить обсуждение этого набора реформ», –заявил представитель МВФ.

О новом соглашении речь не идет. Райс подчеркнул, что действующая программа реформ остается незавершенной. Отметим, что она была рассчитана на 18 месяцев. В начале июня 2020 года Украина получила первый транш в 2,1 млрд из обещанных 5 млрд долларов. Больше траншей не предоставляли.

В настоящий момент в переговорах пауза до 1 апреля, когда истекает срок сниженных правительством тарифов на газ для населения (это было нарушением меморандума с МВФ). Однако с 1 апреля Кабинет Министров решил не повышать стоимость электроэнергии для населения. А это также не соответствует требованиям МВФ по свободному рынку.

В Нацбанке уже заговорили о рисках, которые влечет отказ от сотрудничества с МВФ. Заместитель главы Нацбанка Дмитрий Сологуб заявил, что отказ от сотрудничества с фондом, скорее всего, приведет к росту расходов на обслуживание долга, сокращению притока иностранных инвестиций, давлению на валютные резервы, а курс гривны будет ослабевать.

Сологуб заявил, что за отказ от сотрудничества с МВФ и право проводить суверенную экономическую политику Украине придется платить уменьшением затрат на важные бюджетные проекты: инвестиции в дорожную инфраструктуру, повышение социальных стандартов, поддержку малого и среднего бизнеса.

Политолог Александра Решмедилова прогнозирует внесение изменений в госбюджет уже в ближайшее время, так как он корректируется поквартально. По ее словам, бюджет принимали в основном для того, чтобы получить кредит МВФ.

«Какие-то процессы даже искусственно подтягивались. Такие моменты, как сокращение дефицита, которое было одним из условий, чтобы ввести в рамки более-менее реалистичного дефицита, хотя по факту дефицит закладывался гораздо выше, нежели нарисован в бюджете. Разговоры о корректировке бюджета уже идут», – сказала она.

Переговоров с МВФ в первом квартале не будет. Премьер-министр Денис Шмыгаль назвал срок до июня, когда правительство с МВФ должно прийти к подписанию предварительного соглашения.

«Почему июнь, потому что в июне нужно начать переговоры о макрофинансовой помощи от ЕС. Это связанные вещи, чтобы к сентябрю получить макрофинансовую помощь от ЕС», – сказал Шмыгаль.

Стоит пояснить, что международная помощь предоставляется только в том случае, если государств уже сотрудничает с МВФ.

А пока, по словам главы правительства, можно потерпеть: сегодня на Казначейском счете достаточно средств – имеется 1,5 млрд долларов, дескать, этого хватает до июля. Он назвал и условия МВФ: проведение судебной реформы (закон о Высшем совете правосудия), принятие закона об усилении уголовной ответственности за е-декларации, а также поддержка закона о НАБУ (о назначении главы). Эти вопросы находятся в сфере ответственности Рады, а от правительства требуется «отпустить» цены на газ и согласовать макропоказатели на 2022-2023 годы.

«У нас уже практически нет прямых инвестиций»

Пока денег от МВФ нет, Президент Владимир Зеленский распорядился создать национальный фонд инвестиций. Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак скептичен: «Желание Президента оживить экономическую жизнь в стране похвально, но те экономические инструменты, которые он для этого выбирает, никоим образом существенно не повлияют ни на инвестиционный климат, ни непосредственно на объемы прямых иностранных инвестиций».

Он отметил, что 13 февраля, вступил в силу закон об «инвестиционных нянях», который гарантирует поддержку инвесторам. Однако, по словам Новака, этого недостаточно. Он назвал три условия поступления иностранных инвестиций: высокая прибыльность, которую можно достичь в Украине сравнительно легко в сравнении с другими странами; безопасность ведения бизнеса; долгосрочная перспектива развития бизнеса в стране.

По словам, экономиста пока в Украине исполняется только первое из этих условий.

«В Европе рынок перенасыщен конкуренцией и высокой прибыльности там достичь практически невозможно. В Украине же пока еще сохраняется рыночное «гуляй-поле», а потому еще представляется возможным достичь высокой прибыльности. При этом безопасность ведения бизнеса и перспективность развития этого бизнеса на данный момент в Украине полностью не выполняются», – отметил Новак.

По его словам, правовая безопасность не обеспечивается «глубоко коррумпированной судебной системой и низкой эффективностью работы правоохранительных органов». А экономическая безопасность не гарантируется «по причине неконтролируемого курса гривны и непрогнозируемой политики правительства по налогам и пошлинам».

Экономист указывает на необходимость избавляться от коррумпированности судебной системы. А это, отметим, является одним из формальных условий сотрудничества с МВФ.

Директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров резок в оценках, и не ожидает улучшения.

«У нас уже практически нет прямых инвестиций. Нашим крупным чиновникам и народным депутатам пора бы понять, что приватизация, инвестиции и создание инвестиционного климата взаимосвязаны, поэтому воспринимать их нужно вместе», – написал он в Facebook.

Экономист пришел к заключению, что в последние годы прирост внутреннего спроса шел за счет потребления. «Из 100 гривен прироста 53-57% покрывались инфляцией, 22-25% покрывалось импортом, и лишь 1 гривна из 50-ти – стимулировала внутреннее производство. О чем это говорит? А то, что если сейчас мы будем стимулировать потребление, то на 50-60% будем стимулировать инфляцию, остальное – импорт, и только на 20% – внутреннее производство.

Девальвация гривны ускорит рост потребительских цен, а далее давайте подсчитаем. Если гривна ослабеет к доллару США на 1%, то потребительские цены вырастут на 0,2-0,3%. «Несложно и следующее подсчитать, что такое снижение гривны к концу 2021 года может прибавить к нынешним уровням инфляции еще до 6%», – отметил он в Facebook.

Экономист также сообщил, что 25 марта, на межбанке доллар к концу сессии подорожал до 27,98/28,00 гривен, «тем самым протестировав новый психологический уровень».

Источник: newsyou.info